Последние годы в Российской Федерации характеризуются существенным утяжелением ситуации, связанной со злоупотреблением наркотическими средствами. Быстро растет и число потребителей иных психоактивных веществ. Наркотики вошли в арсенал молодежной наркотической субкультуры, которая распространяется через дискотеки, через времяпровождение со сверстниками, употребляющими наркотики.

Из вышесказанного вытекает проблема формирования психической и физической зависимости от наркотиков у человека. Наркозависимыми не рождаются, ими становятся. Причин - масса, с точки зрения самого больного наркоманией. Зависимость человека от наркотика делает его правонарушителем и преступником, когда ему негде найти денег на эти самые наркотики. Она же, наркозависимость, делает из гениального ученого, из выдающегося композитора или из яркого эстрадного исполнителя никому не нужного, никем не уважаемого, практически выброшенного на обочину творческой или научной жизни человека.

Семья имеет большой потенциал в предотвращении наркозависимости. Родители должны поддерживать доверительные отношения с ребенком, но и постоянно контролировать его поведение, избегая гиперопеки. Необходимо знать окружение подростка и уметь вовремя распознать у приятелей ребенка признаки употребления наркотиков.

Семья, как институт социализации, призвана обеспечить адаптацию подростка к жизни в сложных внешних условиях и защитить от деструктивных стимулов развития. В сфере профилактики подростковой наркомании роль семьи в настоящее время особенно возрастает. При правильном воспитании ребенка, при его полной информированности об опасности приобщения к наркотикам, родительский контроль подкрепляется, а со временем полностью замещается самоконтролем человека, ценящего здоровый образ жизни.

Необходимо отметить, что низкие демографические показатели указывают на определенные кризисные явления в институте традиционной полной семьи. В рамках этих кризисных явлений укорачивается период полноценной и оптимальной семейной социализации, ослабляется роль родительского авторитета, нарушаются ценности устойчивой полной семьи как социальной нормы. В целом это приводит к тому, что семья утрачивает свой социализирующий потенциал по воспитанию детей. На протяжении всей своей жизни человек неразрывно связан с обществом, являясь его частью. Особое значение имеет ближайшее социальное окружение, в котором человек формируется, раскрывается, функционирует.

Современная социальная ситуация изменяется непрерывно, создавая предельно нестабильную систему, на фоне которой происходит формирование подростковой субкультуры. Являясь наименее адаптированными и социально незащищенными, подростки несут на себе отпечаток общей социальной неопределенности, неуверенности и тревожности. В результате этого на первый план в ряду социально-педагогических и психолого-педагогических проблем выдвигаются проблемы подростковой наркомании.

Наркомания стала элементом негативной подростковой субкультуры. С ростом наркомании увеличивается и число заболеваний среди несовершеннолетних синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом), вирусным гепатитом и другими серьезными заболеваниями. Кроме того, наркотики приносят ощутимый вред не только тем, кто их употребляет, но и близким, окружению, обществу в целом.

Наркомания - болезнь, но, с точки зрения психологов, это, кроме болезни, еще и определенное мировоззрение, образ жизни, недаром все цетры реабилитации бывших наркозависимых делают акцент на психологическую реабилитацию.

Анализ собственной деятельности, большого количества публикаций по проблемам наркомании и алкоголизма однозначно убеждает в том, что сколько-нибудь эффективная профилактическая работа невозможна вне работы с семьей. Все более широкое вовлечение семьи в профилактику наркозависимого поведения и реабилитационный процесс обусловлены утверждением нового подхода к решению проблемы наркомании. Суть подхода заключается в переносе акцента с проблемы наркомании к проблемам подростка, к проблемам личности в семейном контексте. Из исследований Московского института психотерапии следует, что в группе подростков, чьи семьи были вовлечены в реабилитационный процесс, ремиссия более года наблюдается на 70 % чаще, чем в группе подростков-наркоманов, чьи родители уклонились от психотерапии.

Выделить какой-либо тип семей, относящихся к «группе риска», очень трудно. Разница лишь в том, что богатые употребляют дорогие наркотики, а бедные - те, что подешевле. Если родители курят, пристрастны к алкоголю, это делает более вероятным аддиктивное поведение у детей.

В неполных семьях наркотизация иногда имеет ярковыраженный демонстративный характер. Наркотик может быть использован подростком как средство сепарации и достижения большей независимости. Однако обычно это вызывает обратный эффект.

Семья может выступать и как фактор, препятствующий развитию наркозависимостей. Именно родители имеют постоянную возможность формировать у ребенка те качества, которые помогут ему адаптироваться во взрослой жизни.

Основной целью работы с родителями в рамках первичной профилактики подростковой наркомании является повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений с ребенком.

Семья может и должна ограждать ребёнка от употребления наркотиков, - с этим выводом согласны зарубежные и отечественные специалисты, занимающиеся профилактикой наркомании, - социологи, психологи, педагоги, психиатры-наркологи. Однако социологические опросы молодёжи показывают, что родители мало обсуждают со своими детьми проблему употребления наркотиков. Кроме того, даже если такие беседы проводятся родителями, они не влияют на решение подростка попробовать или нет наркотик.

Среди множества причин употребления подростками наркотиков практически все эксперты, имеющие медицинское образование, на первое место выделяют генетические и физиологические: наследственная предрасположенность к аддиктивному поведению, осложнённые беременность и роды, черепно-мозговые травмы с потерей сознания в анамнезе. Эти факторы «готовят благодатную почву» для развития наркозависимости. Таким детям сложнее учиться в школе, отстаивать свои интересы, заниматься спортом, проявлять интерес к обучению и т. д. Однако приобщится или нет подросток к наркотикам - это зависит от психологических и социальных причин. Все эксперты подчёркивают важность влияния семьи, так как правильное воспитание может уменьшить, а то и вовсе сгладить биологические предпосылки.

Сейчас, как никогда раньше, в изменившихся общественных условиях подростки лишены возможности реализовать себя во всех сферах жизни, ориентированы на воспроизводство стереотипов старшего поколения. Подростки отстранены от активной деятельности, которая соответствовала бы осознаваемым ими потребностям почувствовать себя взрослыми и доказать это окружающим. Из многих видов деятельности употребление никотина, алкоголя и наркотиков оказывается проще всего реализуемой формой демонстрации «взрослого» поведения и поощряемой средствами массовой информации.

Наблюдения показывают, что родители испытывают растерянность и признают свое бессилие в предупреждении вредных привычек. Зачастую они стремятся передать свои функции социализации специалистам разного профиля: «скажите ему (ей)», «сделайте что-нибудь». Кроме того, они убеждены, что для подростка их мнение ничего не значит по сравнению с мнением ровесников, хотя известно, что авторитет родителей сохраняет свое значение для человека в течение всей жизни. В подростковом возрасте он перестает быть непререкаемым. После фазы родительского диктата по отношению к ребенку семья с подростком вступает в фазу переговоров.

Существуют программы первичной профилактики, а также публикации по проблемам о том, что результативная профилактическая работа невозможна вне работы семьи. И здесь семья играет очень важную роль на всех этапах.

Для правильной организации работы по первичной профилактике наркомании нужно, прежде всего, понять, какие особенности семейных отношений повышают риск наркотизации.

С родителями необходимо говорить о роли и месте семьи в профилактики, о возможных семейных проблемах, приводящих к употреблению подростком наркотиков.

Работа с семьей является важной составляющей системы профилактики и осуществляется социальными службами в нескольких формах:

-индивидуальная работа с членами проблемных семей;

-работа с семьей в целом;

-участие в разрешении латентного семейного кризиса;

-оптимизации системы внутрисемейного воспитания;

-нормализация родительско-детских отношений, снижение конфликтности;

-повышение адекватности реагирования подростка на семейную ситуацию;

-повышение ответственности членов семьи за свое внутрисемейное положение;

создание позитивного эмоционального фона семейных отношений.

Семья имеет большой потенциал в предотвращении наркозависимости.

Правильное воспитание должно формировать самостоятельную заинтересованную личность со сложившимися ценностями, жизненными планами, здоровыми способами получения удовольствия, собственным опытом побед и уважения к себе.