Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Она оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Всякая задержка или нарушение в ходе развития речи ребёнка отражается на его деятельности и поведении.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Особенно важно развитие фонематического (звукового) восприятия, т.е. способность ребенка на слух воспринимать и различать звуки речи.
Установлено, что дошкольники с недоразвитием фонематичности при обучении в школе читают медленно и с ошибками, при письме пропускают местами буквы, переставляют их местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова. Очень часто ошибки детей связаны с неумением различать на слух похожие звуки: «ш-ж», «с-з», «ц-з».
Кроме того, опережающее развитие фонематического слуха положительно сказывается и на исправлении недостатков в звукопроизношении. Вот почему родителям необходимо обратить внимание на развитие фонематического слуха у ребёнка дошкольного возраста. Дети младшего дошкольного возраста наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка. Этот возраст отличает особый интерес к звукам, словам, и чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь ребёнка в интересную игровую деятельность.
Играть с ним можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, ожидая прием у врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками. Игра повторяется до тех пор, пока каждый звук не будет выделяться ребёнком точно и уверенно. Учитель-логопед Литвинова О.В.