Л. М. БУЛАТОВА; О. А. ОПЛЕТИНА

ИСТОКИ МАЛОЙ РОДИНЫ

В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНОМУ УЧИТЕЛЮ

Л. М. Булатова: учитель - дефектолог

О. А. Оплетина: воспитатель

Е. Н. Оплетина: студентка ГОУ СПО РГПК (дизайн, рисунки).

Рецензент: Меньшиков В.Г, методист Ревдинского педагогического колледжа.

Поурочные разработки

по программе

«Истоки малой Родины»

Ревда

2010

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение …………………………………………………4 - 8

Программа «Истоки малой Родины»………………...9 -13

Поурочные разработки

по произведениям Д. Н. Мамина - Сибиряка ……14 - 61

Поурочные разработки

по сказам П. П. Бажова……………………………62 - 125

Литература…………………………………………126 - 128

Приложение.

Введение

Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В новом, третьем, тысячелетии задача передачи духовных ценностей человечества приобретает все большее значение. Технический прогресс - бесспорный в материальном плане, в то же время сопровождается снижением у взрослых и детей уровня духовности. К сожа­лению, в результате искусственного отторжения людей от истоков родной культуры в начале XX века была утрачена значительная часть народных традиций, памятников, ценностей.

В настоящее время наблюдается недостаточная освещенность традиционной культуры в современном обществе, узкое ис­пользование образовательными учреждениями и, прежде всего, школой традиций отечественной педагогики в духовно - нравственном воспитании детства и юношества, разрушение традиционного русского, православного уклада жизни, утрата семейной функции передачи под­растающим поколениям значимых культурных и жизненных ценностей.

В последнее время различными способами стирались из созна­ния детей, подростков, молодежи самые святые имена, ярчайшие даты и подвиги, что привело к разрыву нитей, которыми молодое поколение должно быть связано с предками, с историей, с Отечеством. Именно по­этому в современных условиях так трудно преодолевается кризис образования, культуры и духовного мира человека.

Концепция модернизации образования предполагает создание в со­временной школе условий для реализации задач получения образования с совершенно новыми качественными характеристиками. Одна из этих важ­нейших характеристик - степень нравственности подрастающего поколе­ния. Это положение получило подкрепление в Доктрине российского образования, где в качестве важнейшей задачи школы утверждено положение о необходимости духовно - нравственного воспитания детей, подрост­ков и молодежи. Этим и обусловлен выбор педагогами ГОУ СО «Ревдинская специальная (коррекционная). общеобразовательная школа» образова­тельной программы «Истоки малой Родины» для учащихся с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), которая реализуется в образовательном процессе с 2005 года.

Цель программы - создать комплекс коррекционно - развивающих ус­ловий, позволяющих возрождать духовно - нравственное здоровье учащихся с ОВЗ через освоение ими системы базовых социокультурных ценностей и ак­тивное привлечение родителей.

Основные задачи программы следующие:

- освоение и принятие детьми, их родителями духовно - нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и разви­вается ребенок;

- привлечение   учащихся  и  их семьи  к единым социокультурным ценностям через совместную социокультурную деятельность;

- личностное осмысление  отношения  к  ближайшему  природно­му  и социальному окружению, к духовно - нравственным ценностям сво­его народа;

- обогащение словарного запаса детей через освоение социокультурных ценностей;

- освоение детьми в совместной деятельности со взрослыми различных видов декоративно - прикладного искусства;

- развитие способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу;

- развитие непрерывной связи прошлого — настоящего - будущего на основе социокультурных принципов.

В качестве планируемого результат реализации содержания программы мы видим овладение детьми с ОВЗ, их родителями духовно - нравственными ценностями и на основе этого создание своей ПЕРВОЙ КНИГИ.

В первый год освоения содержания программы учащиеся совместно с родителями осваивают базовые социокультурные ценности нашей малой Ро­дины: Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Горы. Реки. Родники. Народные ре­месла. Зеленый мир.

Во второй год освоения содержания программы учащиеся совместно с родителями осваивают базовые социокультурные ценности: Животные и птицы Ревдинского района. Храм. Памятники природы. Исторические па­мятники.

Данный курс призван подвести учащихся к истокам духовности в том ее понимании, которое бытует у народов Урала как конкретных пред­ставителей России.

Программа предназначена для 3 - 4 классов начальной школы для детей с ОВЗ.

Вид программы — компилятивный.

Приобщение ребенка к историко - культурному наследию Ревдинского района осуществляется через учебно - воспитательный комплекс, а именно школьный мини - музей «В духе Уральской старины», созданный педагогами, детьми и их родителями. В отличие от традиционных занятий, на которых педагог оперирует в своей деятельности, главным образом, абстрактно - логическими понятиями, а его главным инструментом является слово, в му­зее педагог опирается на музейный предмет, хранящий в себе энергию чело­века, державшего этот предмет в своих руках. Таким образом он сохраняет энергию того или иного исторического события.

Познание духовно - нравственных ценностей, определяющих высокий смысл и назначение жизни человека, нельзя осуществлять как обычное изучение рациональных законов и правил. Педагогическое взаимодей­ствие в сфере духовности, нравственности не должно быть замкнуто рамками одного учебного предмета, поэтому целесообразно слияние, взаимодействие гуманитарных учебных дисциплин, интегрирование ме­жду предметами.

Обоснование соединения таких дисциплин как «Истоки» и «ИЗО» заключа­ется в том, что Концепция программы «Урал. Человек. Истоки» оказа­лась созвучной концептуальному подходу, заложенному в программе «ИЗО». Изучение этой программы будет осуществляться через социо­культурный системный подход воспитания ребенка с особыми возмож­ностями здоровья. На занятиях по программе «Урал. Человек. Истоки» мы погружаемся в обозначенную духовно - нравственную проблему, анализируем свои представления о ценностях и смыслах явлений, окружающих нас в обычной, повседневной жизни, обобщаем опыт детей на основе анализа своего внутреннего мира, через изучение самого себя. А на занятиях по изобразительному искусству, внеклассных мероприятиях в режиме группы продленного дня (ГТТД). эти представления воплощаются в художествен­ных образах детского рисунка, поделках, рассказах, инсценировках. Это со­держание будет отражено в ПЕРВОЙ КНИГЕ, созданной каждым ребенком класса.

Каждый раздел программы заканчивается истоковедческой практикой, в рамках которой учащиеся занимаются поисковой работой в таких областях: как песни, танцы, обряды, праздники, ремесла, музыка, говор, язык конкрет­ной территории (диалект), конкретного поселения. Результаты этой практики оформляются в виде рефератов, сообщений и защищаются на круглых сто­лах.

Таким образом, на занятиях происходит постепенное привлечение детей и родителей к прошлому социокультурному опыту, переосмысление на­стоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее, что позволяет подключить к учебно - воспитательному процессу в равной степени педагогов, учащихся начальной школы и их родителей. Все субъекты учебно - воспитательного процесса - взрослые и дети - развива­ются в равной степени.

Учебно - тематический план

Наименование темы

Всего занятий

Втом числе:

     

теорет.

практ.

1 - й год обучения

1

Введение. Знакомство с курсом «Истоки малой Родины».

1

1

~

2

С чего начинается малая Родина?

12

6

6

3

Родные и близкие

6

3

3

4

Народные  ремесла  Ревдинского  района. История крестьянской одежды Уральского региона

8

4

4

5

Зеленый мир вокруг человека

7

3

4

 

Итого:

34

17

17

2 - й год обучения

1

Животные и птицы Ревдинского района

8

4

4

2

Праздник души

8

4

4

3

Памятники природы на территории Рев­динского района.

7

3

4

4

Исторические памятники нашей местности

8

4

4

5

Итоговые занятия «Чему научили «Исто­ки»?

4

-

4

           

Содержание программы

1 - й год обучения

1. Введение. Знакомство с курсом «Истоки малой Родины».

Мой город - моя малая Родина. Беседа с мультимедийной презентацией.

2. С чего начинается малая Родина.

Беседа за круглым столом в библиотеке об истории нашего города (по демидовским местам): мультимедийный показ. Постройки старо­го типа и современный облик Ревды. Знакомство с русской избой (внешнее и внутреннее убранство).

Обобщающее занятие «В гостях у Хозяюшек».

Знакомство с картой Ревдинского района, гимном города, гербом г. Ревды (Демидовских времен и в наше время). История названия гор (Лы­сая, Волчиха, Каменная, Старик - камень); рек: Кабалина, Чусовая, исток реки Малый Ик (Платонида), Глубокая; родников Ревдинского района: Кабалинские (Грибовские), Мариинские. Вычерчивание по шаблону карты Ревдин­ского района, зарисовка гор, рек.

В гостях у П. П. Бажова: чтение, театрализация и «живое творчество» по сказам П. П. Бажова.

Экскурсия в геологический музей города Ревды.

Мир и чудесные превращения камней Урала: составление коллекции камней Урала.

Истоковедческая практика: сообщения учащихся по темам раздела.

3. Родные и близкие

Род. Родина. Старожилы нашего города.

История моей семьи. Древо, семейный альбом. Родственные связи (ро­дители, бабушки, дедушки, сестры).

Семейные реликвии. Семейные традиции и обычаи. Рисование «Древа добра» (в классе).

Истоковедческая практика: составление «Древа семьи».

4. Народные ремесла Ревдинского района. История крестьянской
одежды Уральского региона.

Встреча со старожилами нашего города, с мастерицей - ткачихой. История вышивки, изготовление половиков (Уральский узор).

Русская женская одежда на Урале (парочка). Костюмы татар и башкир Урала. Рисование уральского костюма.

Песни и сказки о льне (театрализация). Конкурс пословиц и пого­ворок об одежде.

Знакомство с историей Урало - сибирской росписи. Освоение и изучение Урало - сибирской росписи (роспись досок).

История вышивки.

Изделия из жести, соломки.

Выставка поделок «Творческие фантазии».

Экскурсия в краеведческий музей г. Екатеринбурга.

Истоковедческая практика: выставка семейных реликвий «Бабушкин сундук».

5. Зеленый мир вокруг человека

Дикорастущие съедобные травы Урала, Ревдинского района.

Растения, произрастающие на территории Ревдинского района, зане­сенные в Красную книгу Среднего Урала. Редкие исчезающие виды растений Ревдинского района.

Рецепты народной медицины. Рисование лекарственных трав.

Экскурсия в лесную зону.

2 - й год обучения

  1. 1. Животные и птицы Ревдинского района.

Рассказы о животных и птицах Урала (белка, волк, горностай, еж, заяц, колонок, куница, летучая мышь, лисица, лось, дятел, дрозд, рябчик, тетерев, утка, сокол, клест, филин и др.).

Рисование животных Урала.

Истоковедческая практика: защита творческих работ учащихся по те­мам «Зеленый мир...» и «Животные и птицы...», выполненными совместно с родителями.

  1. 2. Праздник души

Виды русского фольклора. Детский фольклор.

Христианские праздники: Рождество, Крещение, Пасха, Масленица. Свадебный обряд на Руси «Песня — душа народа».

Сказки на печи в русской избе. Сочинительство сказок, былей.

Поездка в кукольный театр г. Екатеринбурга.

3. Памятники природы на территории Ревдинского района

Агаповские боры. Болото Моховое - Красноярское. Исток реки малый Ик (Платонида). Гора Вязовая и др.

4. Исторические памятники нашей местности.
Храм Михаила Архангела. Демидов - центр.

Памятник углежогам. Памятник Землякам - героям.
Экскурсии к памятным местам.

5. Итоговые занятия «Чему научили «Истоки»?
Приобретение опыта общения в социуме.
Навыки исследовательской деятельности.
Оформление альбомов.

Организация игровых занятий на основе культуры и быта крестьян Ревдинского района;

Организация выставки работ учащихся и их родителей по итогам года. Награждение учащихся и их родителей книгами и поделками.

СКАЧАТЬ ФАЙЛ

Яндекс.Метрика