Л. М. БУЛАТОВА; О. А. ОПЛЕТИНА
ИСТОКИ МАЛОЙ РОДИНЫ
В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНОМУ УЧИТЕЛЮ
Л. М. Булатова: учитель - дефектолог
О. А. Оплетина: воспитатель
Е. Н. Оплетина: студентка ГОУ СПО РГПК (дизайн, рисунки).
Рецензент: Меньшиков В.Г, методист Ревдинского педагогического колледжа.
Поурочные разработки
по программе
«Истоки малой Родины»
Ревда
2010
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение …………………………………………………4 - 8
Программа «Истоки малой Родины»………………...9 -13
Поурочные разработки
по произведениям Д. Н. Мамина - Сибиряка ……14 - 61
Поурочные разработки
по сказам П. П. Бажова……………………………62 - 125
Литература…………………………………………126 - 128
Приложение.
Введение
Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В новом, третьем, тысячелетии задача передачи духовных ценностей человечества приобретает все большее значение. Технический прогресс - бесспорный в материальном плане, в то же время сопровождается снижением у взрослых и детей уровня духовности. К сожалению, в результате искусственного отторжения людей от истоков родной культуры в начале XX века была утрачена значительная часть народных традиций, памятников, ценностей.
В настоящее время наблюдается недостаточная освещенность традиционной культуры в современном обществе, узкое использование образовательными учреждениями и, прежде всего, школой традиций отечественной педагогики в духовно - нравственном воспитании детства и юношества, разрушение традиционного русского, православного уклада жизни, утрата семейной функции передачи подрастающим поколениям значимых культурных и жизненных ценностей.
В последнее время различными способами стирались из сознания детей, подростков, молодежи самые святые имена, ярчайшие даты и подвиги, что привело к разрыву нитей, которыми молодое поколение должно быть связано с предками, с историей, с Отечеством. Именно поэтому в современных условиях так трудно преодолевается кризис образования, культуры и духовного мира человека.
Концепция модернизации образования предполагает создание в современной школе условий для реализации задач получения образования с совершенно новыми качественными характеристиками. Одна из этих важнейших характеристик - степень нравственности подрастающего поколения. Это положение получило подкрепление в Доктрине российского образования, где в качестве важнейшей задачи школы утверждено положение о необходимости духовно - нравственного воспитания детей, подростков и молодежи. Этим и обусловлен выбор педагогами ГОУ СО «Ревдинская специальная (коррекционная). общеобразовательная школа» образовательной программы «Истоки малой Родины» для учащихся с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), которая реализуется в образовательном процессе с 2005 года.
Цель программы - создать комплекс коррекционно - развивающих условий, позволяющих возрождать духовно - нравственное здоровье учащихся с ОВЗ через освоение ими системы базовых социокультурных ценностей и активное привлечение родителей.
Основные задачи программы следующие:
- освоение и принятие детьми, их родителями духовно - нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
- привлечение учащихся и их семьи к единым социокультурным ценностям через совместную социокультурную деятельность;
- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно - нравственным ценностям своего народа;
- обогащение словарного запаса детей через освоение социокультурных ценностей;
- освоение детьми в совместной деятельности со взрослыми различных видов декоративно - прикладного искусства;
- развитие способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу;
- развитие непрерывной связи прошлого — настоящего - будущего на основе социокультурных принципов.
В качестве планируемого результат реализации содержания программы мы видим овладение детьми с ОВЗ, их родителями духовно - нравственными ценностями и на основе этого создание своей ПЕРВОЙ КНИГИ.
В первый год освоения содержания программы учащиеся совместно с родителями осваивают базовые социокультурные ценности нашей малой Родины: Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Горы. Реки. Родники. Народные ремесла. Зеленый мир.
Во второй год освоения содержания программы учащиеся совместно с родителями осваивают базовые социокультурные ценности: Животные и птицы Ревдинского района. Храм. Памятники природы. Исторические памятники.
Данный курс призван подвести учащихся к истокам духовности в том ее понимании, которое бытует у народов Урала как конкретных представителей России.
Программа предназначена для 3 - 4 классов начальной школы для детей с ОВЗ.
Вид программы — компилятивный.
Приобщение ребенка к историко - культурному наследию Ревдинского района осуществляется через учебно - воспитательный комплекс, а именно школьный мини - музей «В духе Уральской старины», созданный педагогами, детьми и их родителями. В отличие от традиционных занятий, на которых педагог оперирует в своей деятельности, главным образом, абстрактно - логическими понятиями, а его главным инструментом является слово, в музее педагог опирается на музейный предмет, хранящий в себе энергию человека, державшего этот предмет в своих руках. Таким образом он сохраняет энергию того или иного исторического события.
Познание духовно - нравственных ценностей, определяющих высокий смысл и назначение жизни человека, нельзя осуществлять как обычное изучение рациональных законов и правил. Педагогическое взаимодействие в сфере духовности, нравственности не должно быть замкнуто рамками одного учебного предмета, поэтому целесообразно слияние, взаимодействие гуманитарных учебных дисциплин, интегрирование между предметами.
Обоснование соединения таких дисциплин как «Истоки» и «ИЗО» заключается в том, что Концепция программы «Урал. Человек. Истоки» оказалась созвучной концептуальному подходу, заложенному в программе «ИЗО». Изучение этой программы будет осуществляться через социокультурный системный подход воспитания ребенка с особыми возможностями здоровья. На занятиях по программе «Урал. Человек. Истоки» мы погружаемся в обозначенную духовно - нравственную проблему, анализируем свои представления о ценностях и смыслах явлений, окружающих нас в обычной, повседневной жизни, обобщаем опыт детей на основе анализа своего внутреннего мира, через изучение самого себя. А на занятиях по изобразительному искусству, внеклассных мероприятиях в режиме группы продленного дня (ГТТД). эти представления воплощаются в художественных образах детского рисунка, поделках, рассказах, инсценировках. Это содержание будет отражено в ПЕРВОЙ КНИГЕ, созданной каждым ребенком класса.
Каждый раздел программы заканчивается истоковедческой практикой, в рамках которой учащиеся занимаются поисковой работой в таких областях: как песни, танцы, обряды, праздники, ремесла, музыка, говор, язык конкретной территории (диалект), конкретного поселения. Результаты этой практики оформляются в виде рефератов, сообщений и защищаются на круглых столах.
Таким образом, на занятиях происходит постепенное привлечение детей и родителей к прошлому социокультурному опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее, что позволяет подключить к учебно - воспитательному процессу в равной степени педагогов, учащихся начальной школы и их родителей. Все субъекты учебно - воспитательного процесса - взрослые и дети - развиваются в равной степени.
Учебно - тематический план
№ |
Наименование темы |
Всего занятий |
Втом числе: |
||
теорет. |
практ. |
||||
1 - й год обучения |
|||||
1 |
Введение. Знакомство с курсом «Истоки малой Родины». |
1 |
1 |
~ |
|
2 |
С чего начинается малая Родина? |
12 |
6 |
6 |
|
3 |
Родные и близкие |
6 |
3 |
3 |
|
4 |
Народные ремесла Ревдинского района. История крестьянской одежды Уральского региона |
8 |
4 |
4 |
|
5 |
Зеленый мир вокруг человека |
7 |
3 |
4 |
|
Итого: |
34 |
17 |
17 |
||
2 - й год обучения |
|||||
1 |
Животные и птицы Ревдинского района |
8 |
4 |
4 |
|
2 |
Праздник души |
8 |
4 |
4 |
|
3 |
Памятники природы на территории Ревдинского района. |
7 |
3 |
4 |
|
4 |
Исторические памятники нашей местности |
8 |
4 |
4 |
|
5 |
Итоговые занятия «Чему научили «Истоки»? |
4 |
- |
4 |
|
Содержание программы
1 - й год обучения
1. Введение. Знакомство с курсом «Истоки малой Родины».
Мой город - моя малая Родина. Беседа с мультимедийной презентацией.
2. С чего начинается малая Родина.
Беседа за круглым столом в библиотеке об истории нашего города (по демидовским местам): мультимедийный показ. Постройки старого типа и современный облик Ревды. Знакомство с русской избой (внешнее и внутреннее убранство).
Обобщающее занятие «В гостях у Хозяюшек».
Знакомство с картой Ревдинского района, гимном города, гербом г. Ревды (Демидовских времен и в наше время). История названия гор (Лысая, Волчиха, Каменная, Старик - камень); рек: Кабалина, Чусовая, исток реки Малый Ик (Платонида), Глубокая; родников Ревдинского района: Кабалинские (Грибовские), Мариинские. Вычерчивание по шаблону карты Ревдинского района, зарисовка гор, рек.
В гостях у П. П. Бажова: чтение, театрализация и «живое творчество» по сказам П. П. Бажова.
Экскурсия в геологический музей города Ревды.
Мир и чудесные превращения камней Урала: составление коллекции камней Урала.
Истоковедческая практика: сообщения учащихся по темам раздела.
3. Родные и близкие
Род. Родина. Старожилы нашего города.
История моей семьи. Древо, семейный альбом. Родственные связи (родители, бабушки, дедушки, сестры).
Семейные реликвии. Семейные традиции и обычаи. Рисование «Древа добра» (в классе).
Истоковедческая практика: составление «Древа семьи».
4. Народные ремесла Ревдинского района. История крестьянской
одежды Уральского региона.
Встреча со старожилами нашего города, с мастерицей - ткачихой. История вышивки, изготовление половиков (Уральский узор).
Русская женская одежда на Урале (парочка). Костюмы татар и башкир Урала. Рисование уральского костюма.
Песни и сказки о льне (театрализация). Конкурс пословиц и поговорок об одежде.
Знакомство с историей Урало - сибирской росписи. Освоение и изучение Урало - сибирской росписи (роспись досок).
История вышивки.
Изделия из жести, соломки.
Выставка поделок «Творческие фантазии».
Экскурсия в краеведческий музей г. Екатеринбурга.
Истоковедческая практика: выставка семейных реликвий «Бабушкин сундук».
5. Зеленый мир вокруг человека
Дикорастущие съедобные травы Урала, Ревдинского района.
Растения, произрастающие на территории Ревдинского района, занесенные в Красную книгу Среднего Урала. Редкие исчезающие виды растений Ревдинского района.
Рецепты народной медицины. Рисование лекарственных трав.
Экскурсия в лесную зону.
2 - й год обучения
- 1. Животные и птицы Ревдинского района.
Рассказы о животных и птицах Урала (белка, волк, горностай, еж, заяц, колонок, куница, летучая мышь, лисица, лось, дятел, дрозд, рябчик, тетерев, утка, сокол, клест, филин и др.).
Рисование животных Урала.
Истоковедческая практика: защита творческих работ учащихся по темам «Зеленый мир...» и «Животные и птицы...», выполненными совместно с родителями.
- 2. Праздник души
Виды русского фольклора. Детский фольклор.
Христианские праздники: Рождество, Крещение, Пасха, Масленица. Свадебный обряд на Руси «Песня — душа народа».
Сказки на печи в русской избе. Сочинительство сказок, былей.
Поездка в кукольный театр г. Екатеринбурга.
3. Памятники природы на территории Ревдинского района
Агаповские боры. Болото Моховое - Красноярское. Исток реки малый Ик (Платонида). Гора Вязовая и др.
4. Исторические памятники нашей местности.
Храм Михаила Архангела. Демидов - центр.
Памятник углежогам. Памятник Землякам - героям.
Экскурсии к памятным местам.
5. Итоговые занятия «Чему научили «Истоки»?
Приобретение опыта общения в социуме.
Навыки исследовательской деятельности.
Оформление альбомов.
Организация игровых занятий на основе культуры и быта крестьян Ревдинского района;
Организация выставки работ учащихся и их родителей по итогам года. Награждение учащихся и их родителей книгами и поделками.